Программа развития экономики Ярославля

I. Проблемы

1. Недостаток поступления собственных средств для исполнения действующих расходных обязательств. Так, собственные доходы не обеспечивают минимально необходимые расходы в сумме 1,7 млрд рублей.

2. Низкая доходность сдаваемых в аренду активов, не используемых непосредственно в городском хозяйстве: зданий, помещений, сооружений. Поскольку в аренду сдается лишь 235 жилых и нежилых помещений (1,66% принадлежащих городу площадей) и в 2018 году они принесли лишь 53 миллиона рублей дохода, для городского бюджета данный источник дохода является вспомогательным. (Да еще с учетом накопленной на 1 сентября 2019 задолженности по арендной плате в сумме 60 миллионов рублей). Непрозрачные процедура сдачи в аренду муниципальных зданий, помещений и земельных участков. Обращает на себя внимание заниженная, по сравнению с рынком, величина арендной платы за многие объекты. (В среднем 2 748 рублей за кв. метр в год, или 229 рублей в месяц).

Низкая прибыльность муниципальных предприятий и АО с участием города.

3. Сводный финансовый результат по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год по всем организациям муниципального сектора экономики - убыток 46,9 миллиона рублей. При этом сумма прибыли, полученная прибыльными организациями по итогам деятельности за 2018 год, составила 55,3 миллиона рублей, сумма убытка, полученного убыточными организациями – 102,1 миллиона рублей. (Сводный финансовый результат за 2017 год по тем же организациям – убыток 14,2 миллиона рублей).

По итогам деятельности за 2018 год из 20 организаций муниципального сектора экономики 14 сработали с прибылью, 6 - получили убыток, что составляет 70% и 30% от общего количества организаций муниципального сектора экономики соответственно (на уровне 2017 года). Дивиденды по акциям прибыльных АО с городским участием составили 7,9 миллиона рублей за 2018 год, и 40 миллионов рублей за январь-сентябрь 2019 года.

Завышенные расходы субъектов городской экономики.

Согласно данным Союза городов Центра и Северо-Запада России, из всех областных центров этого макрорегиона Ярославль имеет наибольший объем муниципальных расходов на каждого жителя, - в два раза больше, чем, например, в Иваново. И почти в два больше, чем в Смоленске. Следовательно, городская экономика Ярославля располагает огромными резервами снижения расходов и повышения своей эффективности. Таким образом, муниципальный сектор экономики отличается крайне низкой эффективностью. Муниципальные предприятия не испытывают давления рынка и не заинтересованы в снижении затрат.

II. Возможные пути решения проблем

2.1. Эффективное использование муниципального имущества

2.1.1. Продажа сдаваемых в аренду активов, не используемых непосредственно в городском хозяйстве: зданий, помещений, сооружений.

Представляется целесообразным постепенно (чтобы не «обвалить» рынок) продать эти объекты; не столько для дохода, сколько для ликвидации потенциально коррупционно-опасной среды для муниципальных служащих. Достаточно вывесить в интернете список объектов с указанием адреса, площади, величины арендной платы согласно действующему договору, и срока перезаключения договора аренды.

2.1.2. Продажа свободных от использования объектов (в настоящий момент их 290, выявление неоформленных объектов продолжается).

2.1.3. Увеличение поступлений от взыскания задолженности по аренде земельных участков.

Доходы по данной статье в 2018 году составили 643 миллиона рублей, что значимо для бюджета. Однако изменения в федеральном законодательстве заложили долгосрочную тенденцию к снижению доходов от аренды муниципальных участков. Можно лишь активизировать работу по хотя бы частичному взысканию задолженности по арендной плате за землю, составлявшей 942 миллиона рублей (на 1 сентября 2019 года). По оценкам департамента финансов и КУМИ, реально взыскать около 10% от суммы задолженности.

2.1.4. Уменьшение расходов.

Главной причиной завышенных расходов является экономический механизм функционирования муниципальных предприятий и учреждений, при котором их себестоимость не ограничена себестоимостью у конкурентов, а автоматически признается обоснованной и включается в тариф. Эта система, разорившая Советский Союз, продолжает действовать в рамках муниципалитетов.

Для решения данной проблемы следует пойти по пути, давно опробованному в государственном и муниципальном секторе многих стран мира. Всех субъектов муниципальной экономики можно разделить на две группы: тех, кто работает на конкурентном рынке, и тех, кто не имеет (или фактически не имеет) конкурентов.

2.1.5. В первом случае следует приватизировать муниципальные предприятия и АО с участием города:

  • АО «Ярославльзаказчик»
  • АО «Горстройзаказчик»
  • МУП «Ленинский рынок» (уже намечен к продаже)
  • АО «Вознесенский»
  • АО «Центр»
  • АО «Волна»
  • АО «Ярославльлифт».

2.1.6. Для монопольных (и потенциально монопольных) сфер деятельности целесообразен другой подход. Он не требует радикальных реформ, нужно лишь установить срок действия трудовых контрактов с руководителями муниципальных предприятий и АО с участием города, и заключать их по результатам открытого (на всю страну) конкурса. В условия контракта необходимо включить достижение как экономических (замораживание тарифов, снижение удельных затрат, получение определенной суммы прибыли предприятия, обновление оборудования за счет собственных средств предприятия), так и технических показателей (специфичных для каждого предприятия или учреждения).

Во избежание хищнического использования активов предприятия, при котором ради достижения контрактных годовых показателей изнашивается оборудование, не производятся необходимые техобслуживание и ремонты, снижаются качество услуг и надежность их оказания, следует заключать параллельный договор с физическим лицом - аудитором данного муниципального предприятия.

Аудитор сравнивает технико-экономические показатели деятельности предприятия с контрактом, и, в случае заранее оговоренного в контракте отклонения суммы этих показателей от предельной величины, сообщает мэру о необходимости досрочного расторжения контракта с руководителем данного предприятия. Если же директор МУПа или АО с участием города успешно проработал указанный в контракте срок, то он, кроме обычной ежемесячной зарплаты, получает предусмотренный в контракте бонус в сумме, сопоставимой с годовой зарплатой.

2.1.7. Список юридических лиц, в отношении которых требуется ввести регулярную конкурсную процедуру заключения контракта с руководителями предприятий, аналогично тендерам на выполнение работ по муниципальному заказу:

  • АО «ПАТП-1»
  • АО «Ярославские энергосистемы»
  • АО «Яргортеплоэнерго»
  • АО «Ярославльлифт»
  • МКП «Ремонт и обслуживание гидросистем»
  • МУП «Городское спецавтохозяйство»
  • МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»
  • АО «Яргорэлектротранс»
  • МУП «Яргортранс»
  • МУП «Дирекция городских парков культуры и отдыха»
  • МУП «Ярмарки Дзержинского района»
  • МУП «Ярославское предприятие по геодезии и землеустройству»
  • МБУ «Горзеленхозстрой».

2.2. Оптимизация сети муниципальных учреждений и предприятий.

2.2.1. Следует ввести в практику регулярную (например, раз в 3 года) процедуру обоснования необходимости сохранения каждого из муниципальных учреждений и предприятий. В настоящее время, если потребность в том или ином учреждении исчезает, данное учреждение никто не ликвидирует, для этого правил. Например, газета «Городские новости» не умерла вместе со всей бумажной прессой только потому, что сложившийся механизм муниципального управления не замечает случившейся в СМИ революции. Издание «Городских новостей» в бумажной версии «съело» в 2018 году 14,6 миллиона рублей. Необходимо перевести газету в исключительно в электронное СМИ и сократить расходы на ее издание в разы.

Аналогичным образом функции муниципального учреждения «Центр гражданской защиты», имеющего 144 ставки и расходующего в год 61,1 миллиона рублей (по смете на 2019), могут быть за гораздо меньшую стоимость переданы по договору областному МЧС.

2.2.2. Следует продать муниципальные предприятия, учреждения и АО с участием города, выполняющие несвойственные городскому управлению функции и показывающие убытки там, где конкурирующие с ними частные предприятия и учреждения генерируют прибыль. Например, в муниципальном санатории «Ясные зори» затраты на одно место втрое превышают затраты в сходном по условиям частном санатории «Красный холм». В итоге город вынужден субсидировать «Ясные зори» в сумме 14, 762 миллиона рублей, в то время как «Красный холм» дает прибыль в примерно таком же размере).

«Городские новости», «Центр гражданской защиты» и «Ясные зори» - это не окончательный список ненужных городу юридических лиц, а всего лишь примеры, показывающие необходимость регулярной оценки целесообразности существования каждого из муниципальных учреждений и предприятий.

2.2.3. Необходимо силами КУМИ провести инвентаризацию зданий и помещений, используемых подразделениями мэрии, муниципальными учреждениями и предприятиями, и оценить недостаточность, достаточность или избыточность занимаемых ими помещений с учетом численности персонала, особенностей организационной структуры и имеющегося оборудования. (На каждого жителя Ярославля приходится 2,5 квадратных метра муниципальных зданий и помещений. 80% муниципальной недвижимости передано мэрии, муниципальным учреждениям и предприятиям, АО с участием города). При выявлении «излишков» офисных площадей следует объединять различные предприятия и учреждения под одной крышей. Высвобожденные помещения, в случае нецелесообразности их продажи, следует сдать в аренду. Аналогичным образом следует провести оценку обоснованности численности подразделений мэрии, и сократить излишние ставки.

2.2.4. Продолжить работу по укрупнению бюджетных учреждений (там, где это не ухудшает результаты их основной деятельности учреждений) для экономии на зарплате руководства и содержании офисных площадей.

2.2.5. С целью экономии бюджетных средств необходимо сократить число неоправданных презентационных, праздничных и других подобных мероприятий, запланированных подразделениями мэрии и депутатским корпусом. Целесообразно ввести процедуру защиты (в присутствии мэра и представителей департамента финансов) проектов организации и проведения подобных мероприятий, в том числе расчет прямой и косвенной окупаемости.

2.2.6. Создание открытых городских экспертных советов по реализации приоритетных проектов развития города, включающих представителей администрации города, инвесторов, науки, инфраструктуры и прочих организаций, чьи интересы затрагиваются при реализации того или иного проекта.

2. 3. Межбюджетные отношения

В последние несколько лет темп роста доходов бюджета г. Ярославля не обеспечивает рост расходных обязательств, доля налоговых и неналоговых доходов снижается в структуре собственных доходов бюджета города, существенно увеличивается зависимость бюджета г. Ярославля от вышестоящих бюджетов. На сегодняшний день бюджет г.Ярославля по сути является дотационным, формально по закону таковым не являясь. Бюджет г. Ярославля уже сейчас не в состоянии закрыть траты на исполнение муниципальных обязательств собственными доходами и эта тенденция будет только нарастать, порождая дальнейшее увеличение муниципального долга. Выходов из этой ситуации только два:

  • банкротство г. Ярославля как муниципального образования с введением временной финансовой администрации Министерства финансов РФ;
  • признание бюджета г. Ярославля дотационным со стороны Правительства Ярославской области.

Последний вариант представляется более приемлемым по причине того, что признание г. Ярославля банкротом принесет дополнительные негативные последствия как с точки зрения имиджевого, так и с точки зрения инвестиционного потенциала региона. Одновременно с признанием бюджета г. Ярославля дотационным необходимо провести оптимизацию муниципальных предприятий и бюджетных учреждений г. Ярославля с жесткой необходимостью сокращения бюджетных расходов на их содержание (варианты подходов – от полной ликвидации до сокращения штатов).

2.4. Промышленность и инвестиции

Субъектом промышленной политики на территории Ярославской области является областное Правительство. Поскольку мэрия Ярославля не имеет и не должна иметь собственной промышленной политики, то ей необходимо встроиться в систему инвестиционной деятельности Правительства Ярославской области. Между городом и областью существует естественное разделение труда в этом вопросе. Ярославль как держатель земельных ресурсов областного центра является одним из ключевых элементов инвестиционного процесса.

2.4.1. Содействие развитию бизнеса в городе Ярославле

2.4.1.1. Успех каждого предпринимателя зависит, во-первых, от него самого, во-вторых, от рыночной ситуации, и в третьих, от государственной политики, в том числе политики на муниципальном уровне. Поэтому представляются уместными регулярные встречи мэра и его заместителей с владельцами/руководителями первых 100 основных экономических субъектов. Лучше это делать непосредственно на месте ведения бизнеса. На данных встречах, помимо стандартного осмотра объектов, было бы полезным обсуждение как экономической стратегии г. Ярославля, так и планов развития бизнеса данного экономического субъекта. По итогам встречи выявляются области сотрудничества для реализации планов и роль/действия мэрии г. Ярославля для их осуществления.

2.4.1.2. Целесообразно заключение Соглашений о сотрудничестве между мэрией и основными действующими экономическими субъектами. Соглашения могут включать в себя план совместных действий по стабилизации / развития бизнеса, а также конкретные обязательства как предприятия (объем инвестиций в основной капитал, сохранение/создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов), так и мэрии Ярославля (решение вопросов инфраструктуры и т.д.).

2.4.1.3. Мэрия должна предпринимать все необходимые и возможные усилия для поддержания в рабочем состоянии городской инфраструктуры в местах массовой концентрации экономических субъектов – технопарки, промышленные площадки и промзоны. Постоянная работа электрических, тепловых, водных и газовых сетей, ливневой канализации, городских дорог и подъездов к предприятиям – залог устойчивого развития предприятий, уже работающих в Ярославле, а также дополнительная возможность привлечения новых резидентов технопарков и инвесторов в Ярославль.

2.4.2. Инвестиции в муниципальном секторе

2.4.2.1. В настоящее время муниципальные предприятия и АО с участием города только одну десятую часть своих инвестиционных расходов осуществляют за счет собственной прибыли. Остальные девять десятых расходов на обновление основных фондов ложатся на город. Это нетерпимое положение дел сложилось из-за незаинтересованности данных предприятий в снижении затрат и генерировании прибыли. Требуется оздоровление экономического механизма муниципальной экономики. В рамках нового конкурсного механизма регулярного заключения контрактов с руководителями МУПов и АО с участием города необходимо предусмотреть включение в текст контракта конкретных показателей собственных инвестиций за счет прибыли предприятия.

2.4.3. Государственные и частные инвестиции

2.4.3.1. В сложившейся финансовой ситуации, когда городской долг примерно равен годовому объему собственных доходов, мэрия не может быть сколько-нибудь значимым инвестором. Речь может идти лишь о содействии приходу в город сторонних инвесторов. В ближайшие годы, в условиях экономической стагнации в стране, инвестиционная активность в отдельно взятом Ярославле маловероятна, но эту работу надо делать для создания задела на будущее. В распоряжении городских властей есть ресурсы, которые могут повлиять на общую экономическую ситуацию в Ярославле:

  • Предоставление земельных участков инвесторам.
  • Предоставление льгот по земельному налогу инвесторам.
  • Изменения в работе элементов городской инфраструктуры (общественного транспорта, инженерных сетей) в интересах хозяйствующих субъектов (например, продление автобусных маршрутов до строящихся объектов).

Все три вышеупомянутых инструмента используются в Ярославле при так называемом «реактивном подходе», то есть путем реакции на возникший запрос. Иначе говоря, в «ручном режиме» ведется индивидуальная работа с каждым из тех потенциальных инвесторов, кто пришел в мэрию. Целесообразно дополнить эту деятельность «проактивным подходом», когда информация о возможных объектах инвестирования доводится до неограниченного круга потенциальных инвесторов.

Следует активизировать это направление работы, чтобы все отечественные и зарубежные потенциальные инвесторы могли дистанционно узнать обо всех доступных для инвестиций в Ярославле объектах, их расположении, характеристиках дорожных и инженерных сетей как на самих предлагаемых площадках, так и вокруг.

В вышеупомянутом проекте должны быть представлены не только земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, но и свободные участки, а также здания и сооружения (в том числе руинированные) иных форм собственности. Поэтому подразделениям мэрии придется выходить за рамки объектов муниципальной экономики, и общаться с землевладельцами и арендаторами, предпринимателями и менеджерами частных предприятий. Поскольку неэффективно используемые объекты являются обузой для их владельцев, то существуют хорошие предпосылки для формирования полноценной базы потенциальных площадок для инвестирования.

2.4.3.2. Для привлечения инвесторов имеет смысл предлагать им площадки не только в уже созданном Индустриальном парке «Новоселки», но и реанимировать промышленные территории (парки, площадки) на территории районов Ярославля для размещения новых экономических субъектов:

  • в Дзержинском районе (в районе Холодмаша; в районе Хуадянь-Тенинской ТЭЦ; Северном промышленном узле – на базе неработающих и незагруженных предприятий);
  • в Заволжском районе (район Резинотехники и Машприбора-ЯМЗ-Ляпинской котельной);
  • в Красноперекопском районе (на базе Красного Перекопа; другие площадки);
  • во Фрунзенском районе (рядом с Радиозаводом и пос. Прибрежный, Костромское шоссе);
  • в Кировском районе (Мукомольный завод № 1, начало улицы Лисицына, другие территории бывших предприятий);
  • в Ленинском районе (на территории Северного промышленного узла; другие территории).

Инвестиции в эти площадках, кроме прямого экономического эффекта, обеспечат многих ярославцев рабочими местами неподалеку от места проживания. Это позволит снизить ежедневное передвижение экономически активного населения по территории города из одного конца в другой.

Требуется организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

2.5. Муниципально-частное партнерство

С целью экономии бюджетных расходов следует шире применять механизм муниципально-частного партнерства. Целый ряд социальных объектов (спортивные сооружения, объекты культуры и тому подобные) можно строить, используя совместные ресурсы частного инвестора и городского бюджета. Город участвует в проекте землей и коммуникациями, а частный инвестор строит сам объект. Землю и сети оформляются в виде принадлежащей городу доли акций в созданном акционерном обществе. С запуском проекта эти акции будут приносить прибыль в городской бюджет.

III. Демографическая политика на городском уровне

Во всем мире тенденцией последних десятилетий стало стягивание населения и экономической активности в крупные города и мегаполисы. Большие города «пожирают» мелких, становясь еще больше. Наш город с его 610 тысячами жителей в полтора-два раза крупнее всех областных столиц в радиусе 280 километров. Положительное сальдо миграции в Ярославль превышает естественную убыль населения (1821 человек в 2018 году) и обеспечивает итоговый прирост численности примерно на 1 тысячу человек в год. Долгосрочные перспективы Ярославля в решающей степени зависят от его привлекательности как места проживания для населения.

Целесообразно закрепить эту позитивную тенденцию с помощью следующих мер:

3.1. Закрепление иногородних студентов, закончивших обучение в ярославских учебных заведениях. Следует не выселять их из общежитий по окончании последнего учебного года, а продлить срок проживания в общежитиях на полгода после окончания учебы. Зачастую этого срока будет достаточно для того, чтобы молодой человек или девушка нашел работу и решил свой жилищный вопрос (скорее всего, путем женитьбы или замужества) и остался жить в Ярославле. Расходы не будут большими и вскоре окупятся, так как речь идет о временном предоставлении не квартир, а двухсот-трехсот койко-мест. Зато в нашем городе останутся образованные молодые люди детородного возраста, затраты на воспитание которых уже сделаны (причем не за наш счет); потенциальные покупатели квартир ярославской строительной отрасли.

3.2. Льготный порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство по договорам с девелоперами, привлекающими покупателей в городах массового выезда (Мурманск, Архангельск, города Республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов, и т.п.). По таким договорам в Ярославль приедут обеспеченные, благополучные люди, в том числе пенсионеры с большой «северной» пенсией.

IV. Использование естественных преимуществ города Ярославля

Расположение города Ярославля на пересечении водных, железнодорожных и автодорожных путей обусловило роль Ярославля как места концентрации транспортно-распределительных, торгово-посреднических, логистических и иных функций для таких городов как Кострома, Вологда, Череповец и Рыбинск. Ярославль в полтора-два раза крупнее любых других городов в радиусе 250 километров. Это дает возможность развития Ярославля как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских, культурных, рекреационных услуг. Костромичи, вологжане, рыбинцы и череповчане гораздо чаще посещают Ярославль, чем ярославцы бывают в Костроме, Вологде, Рыбинске или Череповце. Данное обстоятельство дает, во-первых, текущие преференции, в частности, увеличение платежеспособного спроса на товары и услуги в Ярославле за счет покупателей из соседних регионов. Во-вторых, в долгосрочном плане повышает привлекательность нашего города и способствует переезду к нам жителей других областей.

Эта тенденция накладывается на другую, уже общемировую тенденцию. На протяжении последних десятилетий наблюдается вывод вспомогательных и обслуживающих производств, а также сервисных услуг, из мегаполисов (Нью-Йорка, Шанхая, Токио, Лондона, Москвы, Парижа, Сан-Пауло и других) в близлежащие города на расстоянии 100-300 километров. Там эти услуги обходятся дешевле в силу более низких зарплат, цены недвижимости, стоимости логистических услуг, меньшей загруженности дорог. Данная тенденция не обошла наш город стороной; он все больше вовлекается в орбиту столичной экономики. Например, ЦОД (центр обработки данных) компании «Вымпелком» обслуживает значительную часть центрального района России, также компания «Вымпелком» вынесла из Москвы в Ярославль свою централизованную бухгалтерию, «Райфайзенбанк» на базе своего ярославского филиала организовал общероссийский звонковый центр обслуживания клиентов, также перенеся соответствующие функции из Москвы в Ярославль.

Преимущества г. Ярославля перед остальными городами Центральной России в этом отношении следующие:

  • Ярославль находится на расстоянии 250 км от Москвы (3,5 часа на поезде) и является крупным транспортным узлом на пересечении важнейших железнодорожных, автомобильных и водных путей.
  • Наличие квалифицированной и более дешевой, чем в Москве рабочей силы.
  • Более дешевая стоимость недвижимости (как жилой, так и нежилой), включая аренду помещений.
  • Наличие готовых квалифицированных кадров по ряду компетенций (машиностроение, включая дизелестроение, химия и нефтехимия, бухгалтерский учет и т.д.).
  • Наличие вузов, которые в состоянии обеспечить бизнес хорошими перспективами по поиску и обучению будущих сотрудников.
  • Наличие индустриальных парков в различных частях города, обеспеченных соответствующими коммуникациями и инфраструктурой.
  • Более дешевая, чем в Москве, стоимость электроэнергии и большая доступная мощность.
  • Наличие современной социальной инфраструктуры для работников новых предприятий.
  • Готовность администрации области и мэрии Ярославля к эффективному взаимодействию с компаниями, регистрирующими свой бизнес в Ярославле.

Вышеуказанные тенденции и преимущества благоприятны для Ярославля. Для их закрепления целесообразно разработать целевую программу, имеющую два направления:

  • Продвижение позитивной информации о городе, его возможностях как места работы, учебы, шоппинга и развлечений (с ориентацией на жителей соседних регионов) с использованием современных форм коммуникаций и маркетинговых технологий.
  • Распространять «Карту постоянного гостя Ярославля», дающую право на скидки в учреждениях культуры, местах развлечений (например, в зоопарке и в аквапарке), на предприятиях общепита, согласившихся на участие в данной программе.
  • Маркетинг инвестиционной привлекательности города (с ориентацией на московский бизнес), с привлечением Торгово-Промышленной Палаты и первых лиц города.
  • Постоянное личное участие мэра Ярославля в крупных торгово-промышленных выставках, встречах с первыми лицами крупных российских предприятий и госкорпораций для личного продвижения преимуществ г. Ярославля на самом высоком государственном и корпоративном уровне.