Благоустройство и комфортная городская среда

I. Цели

  1. Создание привлекательного образа г. Ярославля как для его жителей, так и для туристов. Попытаться придать Ярославлю образ современного, модного города, где удобно и комфортно проживать и проводить время.
  2. Создание комфортной и благоустроенной городской среды для всех, кто живет, работает и отдыхает в Ярославле.
  3. Поддержание чистоты и порядка на улицах города как в летний, так и в зимний периоды.
  4. Вовлечение как можно большего количества жителей Ярославля в решение городских проблем по благоустройству.

II. Основные тенденции развития городской среды

  1. Автомобили «съедают» жизненное пространство у жителей города. По сути город «служит автомобилям, а не жителям». Увеличение количества личного автотранспорта у жителей города сужает маневр как для эффективной работы общественного транспорта, так и съедает общественные пространства, которые все более и более используются в качестве неорганизованных парковок автомобилей.
  2. Невыразительное современное архитектурное лицо города, в нем мало современных архитектурных объектов, на которые могли бы обращать внимание как местные жители, так и туристы.
  3. Малое количество современных общественных пространств, удобных для жителей и туристов.
  4. Переизбыток мешающих как пешеходам, так и автомобилистам ограждений.
  5. Незначительное количество удобных пешеходных зон в городе.
  6. Незначительное количество «мест притяжения» в городе (в основном только исторический центр).
  7. Сокращение зеленого каркаса города (парковых и лесопарковых зон).
  8. Сокращение удобного организованного парковочного пространства для автомобилистов.

III. Проблемы

  1. Необходимость смены нынешней градостроительной политики и ориентация на следующие приоритеты:
  • снижение средней этажности строящегося жилья и переход на массовое строительство малоэтажного и среднеэтажного жилья;
  • срочное восполнение недостатка учреждений дошкольного и общего образования, здравоохранения (прежде всего, поликлиник), культуры и спорта в районах массовой жилой застройки;
  • развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • повышение доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп населения;
  • развитие озелененных и рекреационных территорий.
  1. Качество объектов улично-дорожной сети в городе (дорожное покрытие, парковки для автотранспорта и т.д.).
  2. Постоянные пробки на основных автомобильных дорогах в часы пик (Московский проспект, Ленинградский проспект, ул. Первомайская, ул. Ушинского, проспект Толбухина, проспект Ленина, ул.Победы, проспект Октября, Октябрьский мост, проспект Авиаторов, проспект Машиностроителей).
  3. Отсутствие большого количества выделенных полос для движения общественного транспорта.
  4. Большое количество необустроенных дворовых территорий (отсутствие современных спортивных и детских площадок, игровых зон, крупных детских городков).
  5. Плачевное состояние парковых и лесопарковых зон города (Петропавловский парк, Павловская роща и т.д., и т.п.). Нехватка парковых зон в городе.
  6. Плачевное состояние объектов культурного наследия (десятки памятников в поле зрения гостей города нуждаются в ремонтно-реставрационных работах).
  7. Неудовлетворительное состояние остановочных комплексов общественного транспорта.
  8. Отсутствие большого количества уличных арт-объектов, наличие в центре города «пугающих своей простотой и незамысловатостью» больших по площади торговых зон (морально и физически устаревший центральный рынок).
  9. Неудовлетворительное состояние фасадов домов как частных домовладений, так и зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

IV. Возможные пути решения проблем

4.1. Архитектурный облик города

4.1.1. Цель — придание Ярославлю более современного архитектурного облика, инициирование создание проектов современных зданий и объектов в городе.

4.1.2.Состояние дел

На сегодняшний день архитектурный образ города складывается в основном как образ старинного русского города, где главенствует церковная архитектура XVII века. Это относится как к центру города, так и к бывшим посадам – Коровникам, Толчковой слободе. Однако главной архитектурной доминантой города на сегодняшний день является Успенский собор, построенный к тысячелетию города Ярославля в 2010 г. При этом Успенский собор вряд ли можно отнести к современной архитектуре с точки зрения общепринятых архитектурных канонов. В Ярославле есть только два относительно современных архитектурных объекта, которые можно отнести к реальным архитектурным достопримечательностям города – планетарий и клуб «Горка», городу явно не хватает современных архитектурных объектов.

4.1.3. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Сохранение и поддержание памятников истории и культуры города в надлежащем состоянии, инициирование выделения дополнительных средств на реставрацию памятников истории и культуры как по линии федерального бюджета (Министерство культуры РФ), так и по линии РПЦ.
  2. Реализовать проект «Памятники за рубль» по гарантированной реставрации объектов культурного наследия при передаче объектов в хозяйственное ведение частным владельцам.
  3. Инициирование конкурсов на создание новых современных архитектурных объектов, публичное их обсуждение. Разработка и утверждение Положения о порядке проведения конкурсов на разработку проектов в области градостроительства, архитектуры, монументально-декоративного и садово-паркового искусства на территории города Ярославля.
  4. Организационная помощь в продвижении проектов современной архитектуры на уровне структурных подразделений мэрии г. Ярославля.
  5. Всемерная организационная и административная поддержка в реализации проекта строительства нового административного здания компании «Тензор» с прилегающим к нему It-парком на правом берегу реки Которосль, который может превратиться в новую современную архитектурную доминанту города.
  6. Создание и реализация проекта по строительству новых пешеходных мостов, соединяющих зону ЮНЕСКО с Коровниками, а также Которосльную набережную со строящемся It-парком компании «Тензор» на правом берегу реки Которосль. Реализация этих проектов может создать новые городские центры притяжения как для жителей, так и для туристов, позволит существенно увеличить пешеходные и велосипедные зоны города, определенным образом сократить автомобильный трафик, идущий по московскому направлению. Необходимо привлечение внешних инвесторов к реализации данного проекта.
  7. «Борьба» с заборами и ограждениями. На сегодняшний Ярославль перегружен излишними сплошными ограждениями, которые зачатую не несут никакой функциональной нагрузки с точки зрения безопасности дорожного движения, но при этом существенно мешают как пешеходам, так и автомобилистам, а также спецтехнике по уборке города (включая зимнюю уборку). Демонтаж излишних ограждений там, где это не требуется с точки зрения существующих нормативов, пересмотр существующей и перспективной проектно-сметной документации на предмет аудита и возможности исключения ограждений из проектов строительства и ремонта дорог на 2020-2024 гг. Ознакомиться с опытом г. Екатеринбурга по запрету установки ограждений на внутриквартальных и внутримикрорайонных территориях, и внести соответствующие изменения в Правила благоустройства города.
  8. Реконструкция центрального рынка, превращение его из устаревшего торгового объекта в современный многофункциональный центр, где будут располагаться не только современные общественные зоны, но и арт-пространства (выставочные залы, дискуссионные площадки и т.д.), зоны кафе и ресторанов для того, чтобы оживить деятельность этой центральной зоны города не только в утреннее и дневное время, но и в вечернее.
  9. Рассмотреть возможность создания общедоступной платной смотровой площадки в самой высокой точке Ярославля (высотки в 25 этажей на Московском проспекте (ЖК «Ярославль Сити») по примеру парижской башни «Монпарнас» и лиссабонской смотровой площадки Аморейраш 360º), откуда как на ладони будет видны все самые интересные и значимые точки города (центр, набережная, Петропавловский парк, «Арена-2000» и т.д., и т.п.).
  10. Поддержание освещения города в нормативном порядке. Особое внимание уделить освещению улиц, площадей и мест массового скопления жителей в выходные и праздничные дни (центр города, набережная, Стрелка). Приоритет в освещении улиц города с применением специальных осветительных приборов отдать объектам исторического и культурного наследия (таким как церковные ансамбли в Коровниках, Толчковой слободе (храм Иоанна Предтечи), храм Николы Мокрого (возле планетария), другим храмам, располагающимся в центре города и не имеющих подсветки).
  11. Приведение в нормативный порядок состояния остановочных комплексов общественного транспорта в перспективе 3-4 лет.
  12. Особое внимание уделять состоянию фасадов государственных и муниципальных зданий, а также фасадам зданий частных домовладений. Постоянно требовать от владельцев зданий поддерживать фасады в нормативном состоянии.
  13. Постоянное участие Ярославля в конкурсах Минстроя по развитию городских территорий.

4.2. Борьба с автомобильными пробками

4.2.1. Цель — сократить время «стояния» в автомобильных пробках как для автомобилистов, так и для пассажиров общественного транспорта, превратить движение общественного транспорта города в явный приоритет движения всего транспорта города.

4.2.2. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Полная инвентаризация выделенных полос для движения общественного транспорта, определение приоритетов для движения общественного транспорта. Формирование новой схемы движения общественного транспорта с четким определением новых выделенных полос для движения общественного транспорта и жестким соблюдением правил дорожного движения для всех участников дорожного движения с очевидным приоритетом для движения общественного транспорта.
  2. Эффективная уборка и содержание улично-дорожной сети города, включая зимний период. Ориентация работы спецтехники по уборке города на работу в вечерний и ночной период. Недопущение критически значимых сужений проезжей части автодорог в зимний период на основных автодорогах города. Своевременный вовыз снега с улиц города в зимний период.
  3. Ограничение количества бесплатных парковочных зон в историческом центре города. Ориентация на расширение платного парковочного пространства в центре города, строительство многоуровневых платных парковок в центре города.
  4. Приоритетное развитие трамвая как вида общественного транспорта, который уже по факту имеет выделенную полосу движения. Обновление парка трамваев, переход на низкопольные, низкошумные современные трамваи, которые могут развивать реально разрешенную скорость движения в городе и которые будут четко ходить по расписанию. Трамвай – это реальная альтернатива автомобильному транспорту, который уже имеет потенциальные преимущества в виде выделенной полосы движения для передвижения горожан в час пик от центра города в спальные районы города (Ленинский и Дзержинский) и в перспективе Фрунзенский и Красноперекопский.
  5. Возвращение к планам строительства Карабулинской развязки, перенаправление транспортного потока, въезжающего в город со стороны московского направления, из центра на периферию города. Рассмотреть возможность строительства магистрали по улице Ньютона в качестве дублера Московского проспекта, достроить проспект Дзержинского от Ленинградского до Тутаевского шоссе, строительства магистрали по ул. Громова, выводящую транзитный поток с юго-западной окружной дороги в сторону Тутаева и Рыбинска.
  6. Аудит и возможный пересмотр ныне существующей полосности движения автотранспорта в городе. Учет при формировании проектно-сметной документации по ремонту и строительству дорог в г. Ярославле возможности расширения автомобильных дорог, там где это позволяют делать существующие нормативы.

4.3. Расширение пешеходных зон

4.3.1. Цель — увеличение и расширение пешеходных зон как в центре города, так и в местах отдыха жителей в спальных районах города.

4.3.2. Состояние дел

На сегодняшний день в Ярославле существует незначительное количество пешеходных зон – ул. Кирова, набережная Волги (не на всем ее протяжении), Первомайский бульвар, а также отдельные зоны в парковых и лесопарковых зонах (где по определению нет движения автотранспорта). Этого явно недостаточно. Необходимо расширение пешеходных зон и не только в центре города.

4.3.3. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Рассмотреть увеличение пешеходных зон за счет придания улице Депутатской статуса пешеходной, запретив там движение автомобильного транспорта.
  2. Объединить в общую пешеходную зону все пространство от Первомайского бульвара до Богоявленской площади включительно, закрыв для движения автомобилей и общественного транспорта левый поворот с ул. Первомайской перед Волковским театром в сторону центра и ул. Свободы, а также Торговый переулок для остановок и стоянок общественного транспорта. Как вариант возможно рассмотреть вопрос о закрытии остановки общественного транспорта на Богоявленской площади, освободив пешеходный проход к памятнику Ярославу Мудрому.
  3. Превратить сквер у часовни Александра Невского в открытое арт-пространство с возможной установкой сцены.
  4. Установить на ул. Андропова одностороннее движение от ул. Нахимсона до ул.Трефолева, запретив движение автотранспорта с ул. Трефолева направо на ул. Андропова.
  5. Увеличение количества выделенных велосипедных дорожек как в центре города, так и в спальных районах, включая парковые и лесопарковые зоны.

4.4. Чистота и порядок в городе

4.4.1. Цель — поддержание чистоты и порядка в городе, возвращение Ярославлю неформального статуса одного из самых чистых городов центральной России (чем он славился еще в конце 80-х годов XX века).

4.4.2. Состояние дел

Ярославль перестал являться образцом чистого города как для жителей, так и для туристов в 90-е годы XX века. Рост жилищного строительства и отставание формирования соответствующей обеспечивающей инфраструктуры привел только к ухудшению ситуации, особенно в спальных районах города. Еще большее обострение ситуации произошло в 2018 г. в связи ввозом московского мусора на ярославский полигон ТБО Скоково, который территориально находится в непосредственной близости от Северного жилого района (Дзержинский район) и в связи с началом работы единого регионального оператора по вывозу и утилизации ТБО. В текущую повестку дня встает вопрос о раздельном сборе мусора, который на сегодняшний день очень фрагментарно реализуется в Ярославле и в основном только силами общественных активистов, но никак не системно и не на уровне государственной политики. Также обострение ситуации проходит в зимний период, когда происходит одномоментное выпадение осадков выше месячной нормы, и весной, когда происходит быстрое таяние снега и ливневая канализация не справляется с пиковыми нагрузками.

4.4.3. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Регулярная и эффективная работа ливневой канализации — отказ от антиледовых реагентов, которые засоряют ливневую канализацию в период бурного таяния снега, постоянная диагностика и проверка работы ливневой канализации, особенно в весенний период бурного таяния снега.
  2. Закупка и более обширная эксплуатация малой спецтехники по уборке города как в летний, так и зимний период.
  3. Создание казенного бюджетного учреждения по уборке и содержанию уличной сети г. Ярославля. Повышение подконтрольности, плановости и предсказуемости процессов по уборке города в зимний период, а также своевременности проведения ямочного ремонта автодорог.
  4. Выстраивание постоянного и рабочего диалога с управляющими компаниями и ТСЖ по эффективной уборке дворов и придомовых территорий как в летний, так и особенно в зимний период. Привлечение частных компаний для уборки города в пиковые природные нагрузки.
  5. Рассмотреть возможность введения практики оплаты за выполненную работу по уборке придомовых территорий (постепенный отказ от помесячной оплаты придомовых территорий, которая фактически стимулирует оплату невыполненных работ как в летний, так и особенно в зимний период). Внесение соответствующих изменений в Правила благоустройства города Ярославля.
  6. Привлечение жителей для уборки собственных дворов и придомовых территорий не только в период весенних субботников и месячников по уборке города, но и во время сильных зимних снегопадов.
  7. Принять новый нормативный акт «Правила благоустройства г. Ярославля», где прописать все процедуры и нормативы благоустройства в г. Ярославле, добиться постоянного соблюдения принятых нормативов благоустройства на практике.

4.5. Обустройство общественных и дворовых территорий

4.5.1. Цель — создание как можно большего количества современных дворовых территорий с наличием детских городков и спортплощадок.

4.5.2. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Активное участие в проекте инициативного бюджетирования «Решаем вместе». Своевременное проведение конкурсных процедур в рамках данного проекта, жесткая и своевременная экспертиза проектно-сметной документации, повышение качества работ подрядчиков, жесткий контроль за ходом работ, соблюдением сроков и нормативов работ, жесткая приемка объектов с необходимыми рекламациями и исправлениями недостатков в нормативные сроки. Поддержание обратной связи с жителями тех территорий, где были реализованы проекты в рамках программы «Решаем вместе».
  2. Создание современных крупных спортивно-игровых комплексов, объединяющих несколько дворов многоквартирных домов в спальных районах города, а возможно и отдельных микрорайонов, которые будут являться центрами притяжения и проведения досуга для детей, подростков и молодежи (крупные детские городки, спортплощадки, ворк-ауты и т.д., и т.п.).
  3. Стимулирование создания и поддержания в надлежащем виде детских городков и спортплощадок ТСЖ, которые делают это за счет своих финансовых средств. Грантовая поддержка лучших ТСЖ, постоянно занимающихся этими вопросами.
  4. Участие в федеральных программах по развитию детского спорта и физкультуры с возможным привлечением дополнительного финансирования в Ярославль за счет федерального бюджета.
  5. Привлечение меценатов и партнеров для создания новых современных общественных городских территорий. Внедрение системы грантов, стимулирующих предпринимательское сообщество на реализацию инициатив, связанных с развитием общественных городских территорий.

4.6. Появление новых современных общественных пространств

4.6.1. Цель — расширение количества зон притяжения как для жителей, так и для туристов с современной городской инфраструктурой.

4.6.2. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Создание новых/обустройство существующих альтернативных территории ЮНЕСКО туристско-рекреационных зон в Ярославле (Толчково, Коровники, Петропавловский парк и прилегающие территории, включая территорию, примыкающую к комбинату Красный Перекоп). Создание новых магнитов, центров притяжения с соответствующей досуговой инфраструктурой.
  2. Создание комфортной городской среды и позитивной атмосферы как для жителей города, так и для туристов - дополнение городской среды гармоничными и аутентичными арт-объектами, желательно интерактивными, расширение городских wi-fi-локаций (Набережная Волги, Стрелка и т.д.), «оживление» нижней набережной Волги, а также парка 1000-летия Ярославля с помощью новых арт-объектов, уличной торговли, проведения различных уличных мероприятий.
  3. Реконструкция центрального рынка, превращение его в современный многофункциональный общественный комплекс с наличием интересных арт-пространств.

4.7. Расширение парковых и лесопарковых зон. Модернизация работы организованных городских парков.

4.7.1. Цель — сохранение и приумножение зеленого каркаса города, расширение и модернизация существующих организованных городских парков.

4.7.2. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Принять мораторий на сокращение парковых и лесопарковых зон в г. Ярославле. Отказаться от проектов многоэтажной застройки в парковых и лесопарковых зонах города.
  2. Рассмотреть при разработке Генерального плана г. Ярославля в 2020 г. обязательное расширение парковых и лесопарковых зон.
  3. Разработка и начало реализации Программы развития парковых и прибрежных территорий города.
  4. Восстановление газонов на улицах города с запретом их уничтожения для размещения парковочных мест. Восстановление посадок деревьев и кустарника вдоль улиц с целью снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.
  5. Провести модернизацию существующих организованных городских парков в рамках программы инициативного бюджетирования «Решаем вместе» с применением современных тенденций в дизайне садо-парковой архитектуры и с использованием современных строительных материалов.
  6. Создание новых парковых зон в микрорайоне Сокол Фрунзенского района, а также в Дзержинском и Заволжском районах. Расширение и развитие новых рекреакционных территорий.

V. Участие жителей города в улучшении городской среды

5.1. Цель — вовлечение как можно большего количества жителей Ярославля в решение городских проблем по благоустройству.

5.2. Возможные пути решения и форматы господдержки

  1. Инициирование программ раздельного сбора мусора, агитация и пропаганда населения о преимуществах сбора раздельного сбора мусора и его дальнейшей эффективной утилизации.
  2. Общественный контроль за работой «Горзеленхоза» на предмет соблюдения нормативов озеленения города (аккуратная обрезка деревьев, своевременная посадка молодых деревьев, кустарника, состояние клумб и газонов).
  3. Инициирование общественных проектов по уборке наиболее захламленных городских территорий (волонтеры, энтузиасты, неравнодушные люди).
  4. Инициирование общественных проектов по посадке молодых деревьев в местах, где существует реальный дефицит зеленых насаждений (спальные районы города и т.д.).
  5. С целью реального вовлечения граждан в решение вопросов развития города произвести корректировку документов, определяющих порядок проведения публичных слушаний и общественных обсуждений.
  6. Организация с участием предприятий малого и среднего бизнеса, а также горожан проекта (постоянно действующей акции) восстановления зеленых насаждений вдоль улиц и дорог города.